«Лаборатория внедрений Софт Мерит» автоматизировала сеть магазинов «Маркет ДА!»

«Лаборатория внедрений Софт Мерит» автоматизировала сеть магазинов «Маркет ДА!»
12.03.2019

(Фрагменты интервью Никиты Соловьёва, директора по ИТ компании «Фреш Маркет» для портала Retailer.ru

Продуктовый дискаунтер «ДА!» вышел на российский рынок розничной торговли в сентябре 2015 года. Что удалось достичь за это время? Как менялась компания?

Торговая сеть «ДА!» входит в группу компаний «О'Кей». «О'Кей» - один из крупнейших ритейлеров в России. Первые магазины открылись в 2001 году. Исторически для «О'Кей» основным форматом были гипермаркеты, но мир вокруг нас меняется, жизненный ритм ускоряется, и появляется всё больше покупателей, которые не готовы тратить много времени на повседневный шопинг. Они не хотят ездить куда-то на окраину города, бродить по огромным торговым пространствам в поисках «того самого» кетчупа среди сотен других на полке. Поэтому менеджмент «О’Кей» принял решение развивать новый более компактный формат – супермаркет-дискаунтер. Для этого была создана отдельная компания «Фреш Маркет», и в конце 2015 года мы открыли первые 35 магазинов и собственный распределительный центр.

В чём специфика технологических решений для успешной работы в формате «дискаунтер»?

Для дискаунтеров характерна максимальная простота всех процессов, не является исключением и всё, что связано с IT. У нас достаточно простой IT-ландшафт, небольшое количество систем, каналов связи, всё оборудование стандартизировано и типизировано. Самым важным по надёжности, стабильности, простоте инфраструктуры являются магазины. В магазинах всё должно работать как часы. Ключевыми устройствами являются кассы, кассовый софт, который там установлен, и терминалы сбора данных.

У нас в магазинах небольшое количество персонала и все люди универсалы. В основном все сотрудники находятся в торговом зале: нет выделенных товароведов, бухгалтеров, которые сидят за компьютером целый день. Поэтому большинство учётных операций выполняется на мобильных устройствах – терминалах сбора данных.

Какое технологическое решение вы выбрали на старте бизнеса и как эволюционировала ваша IT-система?

На старте мы выбрали «коробочное» решение одного из вендоров, но, к сожалению, с ним был ряд проблем со скоростью доработок, производительностью, и мы решили поискать альтернативный вариант и, собственно, заменить это решение.

Сейчас вы используете технологические решения от команды «Лаборатория внедрений Софтмерит». Почему вы выбрали эту команду, чем она приглянулась и какие задачи вы решали?

В процессе выбора мы остановились на предложении от компании «Софтмерит». Мы проанализировали разные варианты на рынке, «Софтмерит» нас привлёк тем, что у ребят есть экспертиза как в разработке софтовых решений, так и большой опыт дистрибуции различного торгового и складского оборудования. И, на наш взгляд, важно, когда в одной команде сосредоточена экспертиза, связанная как с разработкой, так и работой этого софта на аппаратных устройствах. Особенно это актуально для терминалов сбора данных, потому что там важна эргономика: как устройство сидит в руке, насколько удобно нажимать кнопки. И ребята из компании «Софтмерит» нам много идей подсказали по тому, как сделать это решение действительно удобным для пользователей.

Смена IT-архитектуры – сложный процесс. Расскажите, с какими задачами вы столкнулись.

Основной сложностью, как всегда, были сжатые сроки, поскольку старое решение нас уже не устраивало, нужно было как можно скорее заменить его на новую систему. Система называется CITYSOFT, это тот продукт, который нам предложила компания «Софтмерит». К счастью, у нас на тот момент уже был опыт по внедрению изменений по гибким методологиям, в частности, Kanban, и этот проект мы решили делать также по этой методике. Мы заменяли одну функцию за другой, у нас параллельно какое-то время работали обе системы. Первую функцию мы реализовали и тиражировали на все магазины буквально через полтора месяца после подписания договора с «Софтмерит», а весь проект по замене решения у нас занял не больше полугода.

Как устроены ваши магазинные процессы прямо сейчас, какие устройства являются ключевыми, расскажите об архитектуре системы в целом и какие преимущества вы получили?

Помимо кассы, ключевыми устройствами, в том числе, являются терминалы сбора данных. В магазине практически все учётные операции с товаром производятся на ТСД. Это заказ товара, отгрузки, списания, пересчёт, инвентаризации. В ТСД есть интересная функция, с помощью которой можно получить подробнейшую информацию о товаре и текущую цену, остаток, информацию по промо текущим и будущим. Плюс к этому архитектура системы построена таким образом, что мы можем ТСД, который сейчас находится в одном магазине, перевезти в другой, и ТСД сам «понимает», что он находится в новом магазине и автоматически перенастраивается на работу в этом магазине без какого-то участия IT-поддержки или пользователя. Также есть возможность работать с документами в ТСД без онлайн-связи. Если в магазине есть какие-то проблемы со связью, мы можем выгрузить в него документ там, где связь есть, приехать в проблемный магазин, поработать с документом и потом вернуться туда, где есть связь, и выгрузить документ. Это бывает удобно, например, для магазинов, которые ещё не открыты, где ещё идут работы по монтажу сети, например, но уже начали завозить товар, и нужно делать учётные операции с товаром.

Обновление ТСД происходит полностью автоматически. Для того, чтобы установить новую версию, нам достаточно выложить в специальную папочку новую версию продукта, дальше ТСД всё сделает сам. Он «увидит», что появилась новая версия, сам себя обновит и сформирует отчёт, в котором будет подробная информация, где что обновилось, что нет, почему, какие ошибки и так далее. Все эти мелочи в сумме позволяют нам существенно экономить время на поддержке этого решения на ТСД и сосредоточиться на каких-то более полезных ключевых для бизнеса задачах.

Какие у вас планы по дальнейшему развитию IT-системы?

Компания развивается, постоянно ищет способы оптимизации своих процессов. Мы постоянно на магазинах проверяем какие-то гипотезы, проводим так называемое AB-тестирование, когда какую-то новую функцию мы запускаем на нескольких магазинах, при этом в других магазинах она работает по-старому. И если функция приносит пользу, мы её тиражируем на всю сеть. Что касается магазинного решения для ТСД, у нас сейчас идёт с «Софтмерит» большой проект по миграции их решения CITYSOFT на платформу Android. На данный момент наши устройства работают на платформе Windows Mobile, но жизненный цикл оборудования, которое мы сейчас в магазинах используем, закончился, его больше не производят, и с заменой устройств мы решили также поменять операционную систему, в которой работает программа, и сейчас идёт проект по миграции на эту новую платформу.

Помимо магазинного решения, имея уже успешный опыт работы с «Софтмерит», мы также решили внедрить на складе решение для ТСД. Здесь мы, помимо, собственно софта, который будет использоваться на ТСД, обратились к экспертизе ребят, чтобы они нам помогли подобрать сами терминалы сбора данных. Нам удалось найти вендора - Point Mobile, который хорошо комбинирует приемлемую цену с качеством этих устройств. На данных терминалах мы уже работаем больше полугода, и нареканий никаких нет. Само решение под эти устройства мы разрабатывали сразу на платформе Android и, в принципе, мы довольны скоростью разработки под эту платформу. Сейчас есть определённые сомнения в перспективах мобильной операционной системы от Microsoft, поэтому с переходом на Android мы теперь чувствуем себя более уверенно в будущем нашего мобильного решения.